Опубликован текст заключения Минэкономразвития по законопроекту депутата ГД РФ М.Г. Делягина относительно возврата специальных налоговых режимов УСН и ПСН для МСП в ювелирной отрасли.
В Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации
01.07.2022 № Д13и-20474
О поддержке ювелирной отрасли
В соответствии с письмом сенатора Российской Федерации Талабаевой Л.З. в связи с обращением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае Шемилиной М.А. Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России сообщает, что в Министерстве концептуально поддержан проект федерального закона, разработанный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Делягиным М.Г., которым предлагается признать утратившими силу положения Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым с 1 января 2023 года упрощенная и патентная системы налогообложения не применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Позиция Минэкономразвития России по указанному проекту федерального закона прилагается.
В Министерство Финансов Российской Федерации
01.07.2022 № 24422-ТИ/Д13и
О проекте заключения на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Письма Минфина России
от 20 мая 2022 г. № 03-11-10/46810 и от 22 июня 2022 г. № 03-11-10/59618
Минэкономразвития России в соответствии с указанными письмами Минфина России (№ 03-11-10/46810 от 20 мая 2022 г. и № 03-11-10/59618 от 22 июня 2022 г. ) рассмотрело проект заключения Правительства Российской Федерации на проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - проект заключения, законопроект), вносимый депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.Г. Делягиным, и сообщает.
Законопроектом предлагается признать утратившими силу положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которым с 1 января 2023 года упрощенная и патентная системы налогообложения (далее - УСН, ПСН) не применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Согласно представленному проекту заключения принятие указанных положений Налогового кодекса было обусловлено тем, что применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли создает неравные условия для тех
производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают налог на добавленную стоимость (НДС) как при производстве, так и при реализации таких изделий, что фактически приводит к выводу существенной доли оборота ювелирных изделий из-под налогообложения НДС.
В этой связи необходимо отметить, что создание особых условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков является целью установления специальных налоговых режимов, которые на основании статьи 12 Налогового кодекса могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов, в том числе федеральных. В частности, применение УСН и ПСН позволяет снизить налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, в том числе за счет освобождения таких предпринимателей от обязанности уплачивать НДС в отношении большинства хозяйственных операций.
Полагаем, что отмена специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли в целях выравнивания условий налогообложения для всех субъектов хозяйственной деятельности создает опасный прецедент для постановки аналогичных вопросов в иных сферах экономической деятельности, что может дискредитировать специальные налоговые режимы в качестве инструмента поддержки субъектов малого бизнеса.
Также обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 1 сентября 2022 г. в ГИИС ДМДК будет обеспечена полная прослеживаемость ювелирных изделий, продукции и сырья, содержащих драгоценные металлы, на всех этапах оборота, что позволит контролировать приобретение сырья для производства ювелирных изделий, в том числе у физических лиц.
Таким образом, очевидные доводы, не позволяющие поддержать законопроект не усматриваются и в проекте заключения не содержатся.
Вместе с тем сохранение решения об отмене с 1 января 2023 года УСН и ПСН для предприятий ювелирной отрасли, по нашему мнению, связано с рядом рисков.
Незапланированный переход с 2023 года на общую систему налогообложения в результате непрогнозируемых ранее бизнесом изменений налогового законодательства может привести к дополнительному увеличению налоговой нагрузки в результате невозможности по объективным причинам подтвердить затраты, осуществленные в период применения УСН и ПСН, при исчислении налога на прибыль организаций, профессионального вычета по налогу на доходы физических лиц, а также вычесть «входной» НДС (отсутствие обязанности ведения учета расходов в период применения УСН с объектом налогооблождения «доходы», отсутствие счетов-фактур, превышение трехлетнего срока приобретения сырья и материалов). В связи с этим указанные налоги будут уплачиваться фактически с выручки.
Кроме того, отмечаем увеличение административной нагрузки и финансовых затрат, связанных с необходимостью ведения бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль организаций при переходе на общую систему налогообложения.
По нашему мнению, указанные обстоятельства создают неравные условия конкуренции и на фоне текущей финансово-экономической ситуации несут дополнительные риски закрытия большинства предприятий ювелирной отрасли и, как следствие, увеличения «теневого» сектора оборота драгоценных металлов, роста безработицы и социальной напряженности, снижения налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Аналогичные риски озвучиваются в многочисленных обращениях субъектов малого предпринимательства в Минэкономразвития России и общероссийские деловые объединения.
В настоящее время в секторе производства и реализации ювелирных изделий осуществляют деятельность 11,2 тыс. субъектов малого предпринимательства с численностью работников более 50 тыс. человек. По итогам 2021 года указанными предприятиями уплачено 12,3 млрд налогов и страховых взносов.
Необходимо отметить, что исключение из хозяйственного оборота указанных предприятий может повлиять на недостижение плановых значений целевого показателя «Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек», характеризующего достижение национальной цели «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474.
Учитывая изложенное, полагаем, что вопрос об отмене специальных налоговых режимов для предприятий ювелирной отрасли требует дополнительной детальной проработки.
В этой связи представляется целесообразным отложить на 2 года вступление в силу решения о прекращении действия УСН и ПСН в ювелирной отрасли, в течение которых оценить влияние на отрасль освобождения от НДС операций по реализации золота в слитках гражданам и необходимость дальнейшего сохранения данных специальных налоговых режимов для указанных предприятий либо выработать альтернативные решения по даному вопросу.
В связи с этим считаем необходимым поддержать законопроект при условии его доработки с учетом изложенного.
Заместитель министра экономического развития РФ
Илюшникова Татьяна Александровна