мы работаем для Вас с 1998 года четверг, 28 марта 2024 года 
Отраслевой ювелирный портал Ювелинет
 



Новости за период


Последние 20
Последние 50
Последние 100
Все новости


Новости по разделам

Власть
Инновации
Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
Гильдия Ювелиров России
Общество
Пресс-релизы
Бренды
Повышение квалификации
Роскошь и люкс
Торговля
Ювелиры и компании
Техника и технология
Драгоценные камни
Выставки
Недра
Рынки
Криминал
Коллекции
Ломбарды

Лента новостей еженедельной газеты
"Ювелирные Известия"

 

 

Золотой трудодень амурского старателя

Амур­ская об­ласть — тра­ди­ци­он­но зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щий ре­ги­он. Бла­го­род­ный ме­талл здесь мо­ют вот уже бо­лее по­лу­то­ра сто­ле­тий. Од­на­ко и про­б­лем у не­дро­поль­зо­ва­те­лей хва­та­ет. О них нам рас­ска­зы­ва­ли ста­ра­те­ли как в Бла­го­ве­щен­с­ке, так и в Зей­ском рай­о­не. Са­мое пе­чаль­ное за­клю­ча­ет­ся в том, что про­б­ле­мы эти субъ­ек­тив­ные и свя­за­ны они с чрез­мер­но жeст­кой по­зи­ци­ей на­д­зор­ных ор­га­нов. Впро­чем, обо всeм по по­ряд­ку.

Жeст­кая по­зи­ци­я

На се­го­д­ня­ш­ний день в Амур­ской об­ла­сти идeт ра­бо­та в ра­м­ках по­ряд­ка 1450 ли­цен­зий на осво­е­ние зо­ло­то­нос­ных участ­ков не­др. Из них бо­лее 500 — это по­ис­ко­вые ли­цен­зии. То есть вне­ш­не кар­ти­на вы­г­ля­дит ра­ду­ж­но: ме­талл и до­бы­ва­ют, и за­ни­ма­ют­ся его по­ис­ка­ми. Вот толь­ко здесь не всe так од­но­з­на­ч­но. Не­ко­то­рое вре­мя на­зад ме­ж­ду­на­род­ные эко­ло­ги­че­ские ор­га­ни­за­ции (в част­но­сти WWF), что на­зы­ва­ет­ся, «за­би­ли тре­во­гу». Де­с­кать, зо­ло­то­до­бы­т­чи­ки за­гряз­ня­ют ре­ки. И до­воль­но мас­шта­б­но. По­с­ле это­го (и­ли од­но­вре­мен­но с этим) к во­про­су под­клю­чи­лись на­д­зор­ные ор­га­ны, а имен­но Амур­ское управ­ле­ние Рос­при­род­на­д­зо­ра. Плюс ко все­му кон­троль за со­сто­я­ни­ем рек осу­ще­ств­ля­ют и ре­ги­о­наль­ные вла­сти. Это и ста­ло те­мой на­ше­го раз­го­во­ра с ми­ни­стром при­род­ных ре­сур­сов Амур­ской об­ла­сти Дми­т­ри­ем ЛУЖНОВЫМ:

— Дми­т­рий Ва­ле­рье­вич, на­сколь­ко из­ве­ст­но, си­ту­а­ция в сфе­ре не­дро­поль­зо­ва­ния в об­ла­сти не­од­но­з­на­ч­ная — идут оста­но­в­ки пред­при­я­тий из-­за за­гряз­не­ния рек. Хо­те­лось бы узнать ва­шу по­зи­цию по это­му по­во­ду.

— Здесь де­ло не в на­шей по­зи­ции, а в той си­ту­а­ции, ко­то­рая сло­жи­лась с за­гряз­не­ни­ем рек в Амур­ской об­ла­сти. Об этом нам со­об­ща­ют не толь­ко офи­ци­аль­ные струк­ту­ры, но и са­ми гра­ж­да­не. К при­ме­ру, мно­гие жи­те­ли Ха­кан­д­жин­ско­го рай­о­на ис­то­ри­че­ски, всю жизнь за­ни­ма­ют­ся зо­ло­том. Они зна­ют, как до­бы­ва­ет­ся ме­талл, их не на­пу­га­ешь не­м­но­го мут­ной реч­кой. Но ес­ли уж они го­во­рят, что во­доe­мы гряз­ные, зна­чит, речь идeт о серь­eз­ном вре­де окру­жа­ю­щей сре­де. Об этом же си­г­на­ли­зи­ру­ют со­труд­ни­ки WWF: по их мне­нию, Амур­ская об­ласть воз­глав­ля­ет ан­ти­рей­тинг по за­гряз­не­нию рек. Я по­ни­маю, что это не рос­сий­ская ор­га­ни­за­ция, но мы не мо­жем не ре­а­ги­ро­вать на си­ту­а­цию, осо­бен­но с учeтом то­го, что в ра­бо­те на­хо­ди­т­ся мно­го до­бы­ч­ных и по­ис­ко­вых ли­цен­зий. У нас весь се­вер ре­ги­о­на эти­ми ли­цен­зи­я­ми, что на­зы­ва­ет­ся, за­крыт. Это та­к­же не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на чи­сто­те во­доe­мов. И вот что ин­те­рес­но: ра­нь­ше мы во всех бе­дах ви­ни­ли не­за­кон­ную зо­ло­то­до­бы­чу, в том чис­ле ки­тай­ских ста­ра­те­лей. Но вот в свя­зи с COVID-19 гра­ни­цы с КНР за­кры­лись, а си­ту­а­ция в луч­шую сто­ро­ну не по­ме­ня­лась. Зна­чит, де­ло всe-та­ки в на­ших пред­при­я­ти­ях.

— Кто при­ни­ма­ет ре­ше­ние о при­о­ста­но­в­ке де­я­тель­но­сти пред­при­я­тий, ес­ли есть фа­к­ты за­гряз­не­ния рек?

— Это пре­ро­га­ти­ва су­да. Но из­на­чаль­но на ме­сто вы­ез­жа­ет ин­с­пе­к­тор, фи­к­си­ру­ет за­гряз­не­ние, офор­м­ля­ет про­то­кол и на­прав­ля­ет его в суд. А суд уже при­ни­ма­ет ре­ше­ние — при­о­ста­нав­ли­вать ли­бо не при­о­ста­нав­ли­вать ра­бо­ту ко­м­па­нии на срок до 90 су­ток. У вла­стей ре­ги­о­на нет за­да­чи ко­го-то на­ка­зы­вать, штра­фо­вать за на­несeн­ный ущерб. Нам эти день­ги не ну­ж­ны, тем бо­лее они идут в фе­де­раль­ный бюд­жет. На­ша цель — что­бы ре­ки ста­ли чи­ще.

— Мно­гие не­дро­поль­зо­ва­те­ли утвер­ж­да­ют, что пре­дель­но до­пу­сти­мые кон­цен­тра­ции взве­шен­ных ве­ществ (ПДК) уже дав­но уста­ре­ли и вы­пол­нить все тре­бо­ва­ния не­воз­мо­ж­но. Это так?

— Да, здесь во­про­сы есть, и мы их рас­смат­ри­ва­ли на об­ще­ствен­ном со­ве­те. Нор­ма­ти­вы, дей­стви­тель­но, бы­ли вве­де­ны ещe в со­вет­ские вре­ме­на и с тех пор не ме­ня­лись. Но что­бы их из­ме­нить, не­об­хо­ди­мы на­уч­ные обос­но­ва­ния. Воз­мо­ж­но, ну­жен ди­ф­фе­рен­ци­ро­ван­ный под­ход, осо­бен­но для тех­но­ген­ных объ­ек­тов, ко­то­рые уже не раз от­ра­ба­ты­ва­лись. Но сло­во дол­ж­но быть в первую оче­редь за на­у­кой.

— Ка­кая на­уч­ная ор­га­ни­за­ция мо­жет дать со­о­т­вет­ству­ю­щее за­клю­че­ние?

— Мы по­ка толь­ко об­су­ж­да­ем этот во­прос, в том чис­ле и на об­ще­ствен­ном со­ве­те, ку­да, кста­ти, вхо­дят и пред­ста­ви­те­ли вы­с­ших учеб­ных за­ве­де­ний. Ду­маю, они мо­гут дать свои пред­ло­же­ния, ка­ким об­ра­зом ре­шить про­б­ле­му, то есть ка­кая струк­ту­ра мо­жет раз­ра­бо­тать на­уч­ное обос­но­ва­ние. Но есть и дру­гая сто­ро­на ме­да­ли. Де­ло-то не толь­ко в ПДК. Не­ко­то­рые не­дро­поль­зо­ва­те­ли про­ек­ты ри­су­ют как под ко­пи­р­ку, нор­маль­ные расчeты не де­ла­ют. Ти­па: ну­ж­но на­ри­со­вать три от­стой­ни­ка — на­ри­сую три от­стой­ни­ка. А как всe это бу­дет ра­бо­тать в ре­аль­но­сти — не­ва­ж­но. Мы с та­ки­ми пред­при­я­ти­я­ми дол­го пы­та­лись вы­стро­ить ди­а­лог, пре­ду­пре­ж­да­ли о по­след­стви­ях по­доб­но­го, мя­г­ко го­во­ря, фор­маль­но­го под­хо­да. И не­ред­ко по­лу­ча­ли от­вет: а нам всe «по ба­ра­ба­ну», как ра­бо­та­ли, так и бу­дем ра­бо­тать. Вот с та­ких не­дро­поль­зо­ва­те­лей мы тре­бу­ем взыс­кать ущерб в первую оче­редь, что­бы все осталь­ные по­ня­ли: про­ще сде­лать нор­маль­ный про­ект и со­б­лю­дать эко­ло­ги­че­ские тре­бо­ва­ния, чем по­том по­лу­чать не­при­ят­но­сти.

— Но кон­троль за со­б­лю­де­ни­ем эко­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний — это же фе­де­раль­ная ко­м­пе­тен­ция?

— Ес­ли го­во­рить про­сто, то мы кон­тро­ли­ру­ем чи­сто­ту рек. Ведь ре­ки (за ис­клю­че­ни­ем Аму­ра, Бу­реи и Зеи) — на­ша ко­м­пе­тен­ция. А ес­ли го­во­рить от­кро­вен­но, то, по мо­е­му мне­нию, в своe вре­мя не­ко­то­рые фе­де­раль­ные струк­ту­ры ве­ли сла­бый эко­ло­ги­че­ский на­д­зор, и сей­час мы про­сто вы­ну­ж­де­ны во всe это «вре­зать­ся». К нам же лю­ди об­ра­ща­ют­ся, и мы про­сто не впра­ве их «фут­бо­лить», ссы­ла­ясь на не­до­ра­бо­т­ки фе­де­раль­ных ве­до­м­ств. Это, кста­ти, чeт­кая по­зи­ция гу­бер­на­то­ра Амур­ской об­ла­сти Ва­си­лия Алек­сан­дро­ви­ча ОРЛОВА. Мы все за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии зо­ло­то­до­бы­чи на тер­ри­то­рии ре­ги­о­на. Это же и на­ло­го­вые от­чис­ле­ния, и ра­бо­чие ме­ста для ме­ст­ных жи­те­лей, и со­ци­аль­ная от­да­ча. Но эко­ло­гия в лю­бом слу­чае пе­р­ви­ч­на.

И не толь­ко ПДК

О си­ту­а­ции с пре­дель­но до­пу­сти­мы­ми кон­цен­тра­ци­я­ми взве­шен­ных ве­ществ на­ша га­зе­та рас­ска­зы­ва­ла не раз. Се­год­ня нор­мы пре­вы­ше­ния ПДК со­став­ля­ют в ос­но­в­ном 0,25 ми­л­ли­гра­м­ма в од­ном ку­би­че­ском де­ци­мет­ре во­ды. Но, по мне­нию спе­ци­а­ли­стов, нель­зя за­бы­вать о внут­рен­нем, при­род­ном воз­дей­ствии. Ре­ки, дей­стви­тель­но, жи­вут сво­ей жиз­нью: за­бо­ла­чи­ва­ют­ся, за­и­ли­ва­ют­ся, там на­мы­ва­ют­ся и раз­мы­ва­ют­ся ко­сы. И всe это вли­я­ет в чис­ле про­че­го на ПДК, безо вся­ко­го про­мы­ш­лен­но­го воз­дей­ствия. Ещe мо­мен­т… Со­о­т­вет­ству­ю­щие нор­мы, по не­ко­то­рым дан­ным, раз­ра­ба­ты­ва­лись в кон­це трид­ца­тых го­дов про­ш­ло­го ве­ка, ко­г­да зо­ло­то до­бы­ва­ли ло­т­ка­ми, о про­мы­в­ке про­м­при­бо­ра­ми и ре­чи не шло. По­это­му оче­вид­но: нор­мы ПДК ну­ж­но ме­нять. Но для это­го, дей­стви­тель­но, тре­бу­ют­ся на­уч­ные дан­ные. Власть про­сто обя­за­на взять на се­бя от­вет­ствен­ность и на­чать дви­же­ние в этом на­прав­ле­нии, ина­че зо­ло­то­до­бы­чу не ждeт ни­че­го хо­ро­ше­го. Се­год­ня от­расль и так край­не об­ре­ме­не­на мно­же­ством рас­хо­дов. Од­но ко­м­пе­н­са­ци­он­ное ле­со­вос­ста­но­в­ле­ние че­го сто­ит, при ко­то­ром зо­ло­то­про­мы­ш­лен­ни­ки вы­ну­ж­де­ны до­пол­ни­тель­но пла­тить де­сят­ки ми­л­ли­о­нов руб­лей, по­ми­мо НДПИ, дру­гих на­ло­гов, за­трат на вос­про­из­вод­ство ры­бы и про­че­го. Так для че­го их «до­би­вать» ещe и штра­фа­ми? Кто от это­го вы­и­г­ра­ет? Яв­но не бюд­же­ты и не те лю­ди, ко­то­рые жи­вут в по­сeл­ках, где нет ни­ка­кой ра­бо­ты, кро­ме ста­ра­тель­ской. Та­кие на­селeн­ные пун­к­ты пра­к­ти­че­ски пол­но­стью за­ви­сят от от­рас­ле­вых пред­при­я­тий. А уж ес­ли их де­я­тель­ность при­о­ста­нав­ли­ва­ет­ся, это срод­ни ка­та­стро­фе.

Кро­ме то­го, не­смо­т­ря на пра­виль­ный по­сыл со сто­ро­ны ми­ни­ст­ра при­род­ных ре­сур­сов Амур­ской об­ла­сти Дми­т­рия Лу­ж­но­ва, воз­ни­ка­ет ре­зон­ный во­прос: а не мно­го ли у нас го­су­дар­ствен­ных струк­тур, осу­ще­ств­ля­ю­щих кон­троль? Рос­при­род­на­д­зор, Ро­сте­х­на­д­зор, при­ро­до­о­хран­ная про­ку­ра­ту­ра и так да­лее — это уже до­воль­но серь­eз­ное ад­ми­ни­стра­тив­ное дав­ле­ние. И вот сей­час ещe и ре­ги­о­наль­ное мин­при­ро­ды. Ни­кто не спо­рит: кон­троль ну­жен, но, на­вер­ное, в ра­зу­м­ных пре­де­лах. Осо­бен­но на фо­не ис­то­ще­ния ми­не­раль­но-­сы­рье­вой ба­зы, ко­г­да на сче­ту ка­ж­дый ки­ло­грамм зо­ло­та, ко­г­да зо­ло­то­до­бы­т­чи­ки по не­сколь­ку раз от­ра­ба­ты­ва­ют тех­но­ген­ные об­ра­зо­ва­ния, ко­г­да в це­не да­же по­ис­ко­вые ли­цен­зии, не да­ю­щие ни­ка­ких га­ран­тий при­ро­ста за­па­сов. Не­слу­чай­но сам Дми­т­рий Лу­ж­нов от­ме­тил: «У нас из про­да­ва­е­мых по­ис­ко­вых ли­цен­зий 99% — пу­сты­ш­ки, при­рост по ним ко­пе­еч­ный». Так что си­ту­а­ция в зо­ло­то­до­бы­че яв­но не ра­ду­ж­ная. Да, вы­ру­ча­ет вы­со­кая це­на на ме­талл. В осталь­ном же скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что кто-то за­ин­те­ре­со­ван в уни­что­же­нии оте­че­ствен­ной рос­сы­п­ной до­бы­чи. И, воз­мо­ж­но, пред­се­да­тель Со­ю­за ста­ра­те­лей Рос­сии Ви­к­тор ТАРАКАНОВСКИЙ прав, ко­г­да го­во­рит о по­до­зри­тель­ном вни­ма­нии к от­рас­ли со сто­ро­ны ме­ж­ду­на­род­ных (не рос­сий­ских) эко­ло­ги­че­ских ор­га­ни­за­ций. Ведь ес­ли рос­сы­пи по­па­дут под за­прет, в ак­ти­ве стра­ны оста­нут­ся толь­ко руд­ные объ­ек­ты, ко­то­рые не­ред­ко раз­ра­ба­ты­ва­ют ко­м­па­нии с ино­стран­ным уча­сти­ем. И в этом слу­чае стра­те­ги­че­ский ре­сурс Рос­сии ока­жет­ся под за­ру­бе­ж­ным кон­тро­лем.

«Нор­маль­ный ди­а­лог, ра­бо­та­ем»

При­е­хав в Зею, мы встре­ти­лись с ру­ко­во­ди­те­ля­ми не­сколь­ких зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих ко­м­па­ний. Проблем хва­та­ет и здесь. По су­ти, они ана­ло­ги­ч­ны тем, ко­то­рые озву­че­ны вы­ше. При этом, не­смо­т­ря на сло­ж­но­сти, пред­при­я­тия ока­зы­ва­ют тер­ри­то­рии серь­eз­ную со­ци­аль­ную под­дер­ж­ку. Об этом нам рас­ска­зал гла­ва ад­ми­ни­стра­ции Зей­ско­го рай­о­на Дми­т­рий ВАСИЛЕНКО:

— Дми­т­рий Алек­сан­дро­вич, сколь­ко зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий ра­бо­та­ет на ва­шей тер­ри­то­рии?

— В рай­о­не фун­к­ци­о­ни­ру­ет 31 от­рас­ле­вая ор­га­ни­за­ция (ра­зу­ме­ет­ся, я не бе­ру в расчeт не­ле­галь­ных ста­ра­те­лей — это те­ма от­дель­но­го раз­го­во­ра).

— Они ока­зы­ва­ют ка­кую-то до­пол­ни­тель­ную по­мощь рай­о­ну?

— Из 31 ко­м­па­нии по­ряд­ка 10 — это, дей­стви­тель­но, со­ци­аль­но от­вет­ствен­ные струк­ту­ры. К при­ме­ру, по­мо­га­ют нам с со­дер­жа­ни­ем до­рог к не­ко­то­рым по­сeл­кам. Ведь до­ро­ж­ный фонд рай­о­на — все­го 12 ми­л­ли­о­нов руб­лей в год. Так что под­дер­ж­ка зо­ло­то­до­бы­т­чи­ков в этой свя­зи край­не ак­ту­аль­на. Од­на из ко­м­па­ний, на­при­мер, по­ряд­ка 100 ки­ло­мет­ров со­дер­жит. Осталь­ные по­мень­ше, но это та­к­же боль­шой плюс. По­ми­мо это­го, не­дро­поль­зо­ва­те­ли по­мо­га­ют спор­тив­ным ко­ман­дам, твор­че­ским кол­лек­ти­вам, учре­ж­де­ни­ям куль­ту­ры… При про­ве­де­нии раз­ли­ч­ных ме­ро­при­я­тий мы та­к­же об­ра­ща­е­м­ся к ним за под­дер­ж­кой. Так, ко Дню По­бе­ды тра­ди­ци­он­но про­во­дим ак­цию «Фрон­то­вая по­сы­л­ка»: со­би­ра­ем на­бо­ры для ве­те­ра­нов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны (их у нас все­го двое оста­лось), вдов участ­ни­ков вой­ны и тру­же­ни­ков ты­ла (68 че­ло­век по­па­да­ют под эти ка­те­го­рии). И не­дро­поль­зо­ва­те­ли в дан­ном слу­чае ра­бо­та­ют с ад­ми­ни­стра­ци­ей в од­ной связ­ке. Так что мы бла­го­дар­ны на­шим зо­ло­то­до­бы­т­чи­кам. Их со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность нас здо­ро­во вы­ру­ча­ет.

До­ба­вим от се­бя: сей­час и са­ми зо­ло­то­до­бы­т­чи­ки ну­ж­да­ют­ся в под­дер­ж­ке со сто­ро­ны го­су­дар­ства. В первую оче­редь в од­ной — что­бы не ме­ша­ли ра­бо­тать. А всe осталь­ное (в том чис­ле и в со­ци­аль­ной сфе­ре) не­дро­поль­зо­ва­те­ли сде­ла­ют са­ми.

Источник: [ biznes-gazeta.ru ]

<< предыдущая новость - следущая новость >>


(C) Ювелинет 1998-2017 Инофрмационная Группа ЮР