мы работаем для Вас с 1998 года пятница, 29 марта 2024 года 
Отраслевой ювелирный портал Ювелинет
 



Новости за период


Последние 20
Последние 50
Последние 100
Все новости


Новости по разделам

Власть
Инновации
Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
Гильдия Ювелиров России
Общество
Пресс-релизы
Бренды
Повышение квалификации
Роскошь и люкс
Торговля
Ювелиры и компании
Техника и технология
Драгоценные камни
Выставки
Недра
Рынки
Криминал
Коллекции
Ломбарды

Лента новостей еженедельной газеты
"Ювелирные Известия"

 

 

Фальшиво для богатых, дорого для бедных

По­свя­ща­ет­ся Ру­ко­вод­ству для юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти, вы­пу­щен­но­му Фе­де­раль­ной тор­го­вой ко­мис­си­ей США

Быть в трен­де, улав­ли­вать ве­я­ние вре­ме­ни – оче­вид­ная за­да­ча лю­бо­го биз­не­са. За­да­вать тренд са­мо­му – удел со­в­сем не­м­но­гих. Се­год­ня аб­со­лют­ный ли­дер в фор­ми­ро­ва­нии трен­дов, без­усло­в­но, ко­м­па­ния Apple. Эта ко­м­па­ния за­да­ет трен­ды не толь­ко и не столь­ко в сфе­ре Hi-Tech, сколь­ко в са­мом об­ра­зе жиз­ни: мо­биль­ном, не­за­ви­си­мом от об­сто­я­тель­ств, край­не ди­на­ми­ч­ном. Обра­зе жиз­ни, при ко­то­ром ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти ста­но­вят­ся ну­ж­ны­ми ро­в­но на­столь­ко, что­бы обес­пе­чить ко­м­му­ни­ка­ции и най­ти от­ра­же­ние на фо­то-ви­део в бес­ко­неч­ном Ин­тер­не­те… Обра­зе жиз­ни, при ко­то­ром си­м­во­лы че­го-­ли­бо ста­но­вят­ся ед­ва ли не ва­ж­нее объ­ек­тов, ко­то­рые они си­м­во­ли­зи­ру­ют. При­чем чем ме­нее жиз­нен­но не­об­хо­дим нам тот или иной пред­мет, тем боль­шую роль для не­го на­чи­на­ет иг­рать си­м­во­ли­ка. Apple се­го­д­ня са­ма ста­ла си­м­во­лом дви­же­ния впе­ред, в бу­ду­щее. Та­кое за­ман­чи­вое для мо­ло­де­жи! Как и га­д­же­ты от Apple – да­же ес­ли ана­ло­ги­ч­ные га­д­же­ты от Samsung и не ху­же, а в чем-то луч­ше га­д­же­тов Apple, по­след­ние уве­рен­но про­и­г­ры­ва­ют им в си­м­во­ли­ч­ном пла­не. Не зря же од­но из агентств вы­яс­ни­ло, что об­ла­да­ние га­д­же­том Apple есть ос­но­в­ной при­знак при­на­д­ле­ж­но­сти к сред­не­му клас­су…

По­нят­но, что Apple, бу­дучи раз­ра­бо­т­чи­ком и про­из­во­ди­те­лем элек­трон­ной тех­ни­ки, со­в­сем не ну­ж­да­ет­ся в том, что­бы этой тех­ни­кой лю­ди поль­зо­ва­лись веч­но. Как раз на­о­бо­рот: ка­ж­дый год, по мне­нию ко­м­па­нии, ее ну­ж­но об­но­в­лять. Что­бы быть на острие про­грес­са!

Но за­дол­го до Apple, дру­гие жиз­нен­ные цен­но­сти фор­ми­ро­ва­ли дру­гие ко­м­па­нии. В их числе, не в по­след­нюю оче­редь - ко­м­па­ния De Beers. Сде­лав из в об­щем-то не са­мо­го кра­си­во­го и ред­ко­го юве­ли­р­но­го ка­м­ня объ­ект все­об­ще­го во­ж­де­ле­ния, си­м­вол успе­ха, De Beers за­кре­пи­ла этот си­м­вол «на­веч­но», про­воз­гла­сив глав­ный ло­зунг ал­маз­ной ин­ду­стрии «A Diamond is Forever». На этом ло­зун­ге, с этим си­м­во­лом вы­рос­ли це­лые по­ко­ле­ния.

Нетруд­но за­ме­тить: се­го­д­ня De Beers с ее «веч­ны­ми» кон­сер­ва­тив­ны­ми цен­но­стя­ми в умах мо­ло­дых лю­дей не­воль­но по­па­да­ет в кон­фрон­та­цию с идео­ло­ги­ей Apple «з­десь и сей­час», и – про­и­г­ры­ва­ет ей! Мо­ж­но сколь­ко угод­но утвер­ж­дать, что тренд на «эко­ло­ги­ч­ное» и «эти­ч­ное» - это очень хо­ро­шо для ми­ро­вой юве­ли­р­ной от­рас­ли, но ес­ли смо­т­реть прав­де в гла­за – это лишь по­пы­т­ка «на­тя­нуть чу­жое оде­я­ло на се­бя».

Да­вай­те спо­кой­но раз­бе­ре­м­ся, что про­ис­хо­дит. «Эко­ло­ги­ч­ный» ал­маз или «эко­ло­ги­ч­ное» зо­ло­то – это блеф по опре­де­ле­нию. Тео­ре­ти­че­ски не­воз­мо­ж­но что-­ли­бо до­бы­вать из недр Зе­м­ли, ни­как не на­ру­шая ее по­верх­но­ст­но­го слоя. И не­воз­мо­ж­но пол­но­стью «эти­ч­но» что-­ли­бо до­бы­вать или пе­ре­ра­ба­ты­вать, не экс­плу­а­ти­руя труд на­е­м­ных лю­дей – это же еще Маркс по­ка­зал – ина­че у вла­дель­цев пред­при­я­тий про­сто не бу­дет при­бы­ли! Но фаль­ши­вые, при­твор­ные по­ня­тия «эко­ло­ги­ч­ный» и «эти­ч­ный» бла­го­да­ря мар­ке­тин­го­вым при­е­мам от­дель­ных ко­м­па­ний ока­за­лись в трен­де, на слуху. И по­про­буй их яко­бы не со­б­лю­дай – об­ви­нят во всех тя­ж­ких гре­хах!

Я во­в­се не про­тив под­хо­дов Ки­м­бер­лий­ско­го про­цес­са. Есте­ствен­но, он огра­ни­чи­ва­ет рас­про­стра­не­ние ми­ро­вой пре­сту­п­но­сти в сфе­ре до­бы­чи и тор­го­в­ли ал­ма­за­ми. Но осталь­ное – это яв­ный пе­ре­гиб. По­пы­т­ка ка­зать­ся «свя­тее Па­пы Ри­м­ско­го».

И вот как про­дол­же­ние «эко­ло­ги­ч­ной» и «эти­ч­ной» идеи в юве­ли­р­ной сфе­ре – фа­к­ти­че­ское при­рав­ни­ва­ние ста­ту­са син­те­ти­че­ских ал­ма­зов к при­род­ным. Со ссы­л­кой на то, что син­те­ти­че­ские ал­ма­зы – это те же хи­ми­че­ские ве­ще­ства с той же кри­стал­ли­че­ской ре­шет­кой, что и при­род­ные. Ну да, те же. Ро­в­но в той сте­пе­ни, в ко­то­рой пре­крас­но вы­пол­нен­ные ре­про­дук­ции Лео­нар­до да Вин­чи или Ре­м­бран­д­та яв­ля­ют­ся по­ло­т­на­ми с тем же ху­до­же­ствен­ным зна­че­ни­ем, что и их ори­ги­на­лы.

Ка­за­лось бы, оче­вид­ный бред: для юве­ли­р­ных ка­м­ней имен­но их при­род­ное про­ис­хо­ж­де­ние, эта их ат­ри­бу­ти­ка, как раз и яв­ля­ют­ся их са­мым глав­ным до­сто­ин­ством. При­чем в от­сут­ствии имен­но это­го до­сто­ин­ства (при­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния) все осталь­ные до­сто­ин­ства юве­ли­р­ных ка­м­ней ста­но­вят­ся не бо­лее, чем про­сто их пра­к­ти­че­ски по­лез­ны­ми свой­ства­ми.

Как мо­ж­но бы­ло до­ду­мать­ся про­и­г­но­ри­ро­вать этот факт, за­га­д­ка. Хо­тя от­вет, ко­неч­но, на­пра­ши­ва­ет­ся сам со­бой: кор­ру­п­ция есть вез­де, а лоб­би­ст­ские уси­лия ин­те­ре­сан­тов ста­но­вят­ся тем силь­нее, чем боль­ше средств вкла­ды­ва­ет ин­те­ре­сант в про­из­вод­ство то­го или ино­го то­ва­ра, про­дви­же­ние ко­то­ро­го лоб­би­ру­ет­ся. В ка­кой-то мо­мент на­сту­па­ет кон­сен­сус ме­ж­ду мо­раль­ным ми­ну­сом от при­ня­тия аб­сур­д­но­го управ­лен­че­ско­го ре­ше­ния и плю­сом ра­до­сти от воз­на­гра­ж­де­ния, по­лу­ча­е­мо­го за та­кие дей­ствия. Бе­з­усло­в­но, это лишь раз­мы­ш­ле­ния на те­му, не бо­ле­е…

Но вот в чем во­прос: а не ру­бит ли ин­те­ре­сант лоб­би­ро­ва­ния «мо­раль­ной ле­га­ли­за­ции» син­те­ти­че­ских ал­ма­зов сук, на ко­то­ром так бла­го­по­луч­но про­си­дел он столь­ко де­ся­ти­ле­тий? Смо­жет ли он при этом по­пасть в об­ще­ми­ро­вой тех­но­тренд по­треб­ле­ния «з­десь и сей­час»? Не уве­рен. Точ­нее, уве­рен в об­рат­ном.

Но­во­яв­лен­ный «Лео­нар­до да Вин­чи» в ли­це син­те­ти­че­ско­го ал­ма­за име­ет, как ми­ни­мум по­ка, очень су­ще­ствен­ный изъ­ян – он сли­ш­ком до­рог. Не для тех, ко­неч­но, до­рог, кто хо­тел бы ку­пить ори­ги­нал. Он до­рог для тех, ко­го впол­не устра­и­ва­ют и де­ше­вые ко­пии.

У бри­л­ли­ан­та все­г­да бы­ло не­ма­ло впол­не при­ли­ч­ных ими­та­ций – от юве­ли­р­но­го стек­ла до син­те­ти­че­ско­го муас­са­ни­та. Прав­да, все они не бы­ли та­ки­ми же твер­ды­ми, из-­за че­го не так дол­го, как бри­л­ли­ант, мо­г­ли ра­до­вать иг­рой в со­ста­ве укра­ше­ний. Но ведь и укра­ше­ния с ни­ми бы­ли не­до­ро­ги и обы­ч­но по­ку­па­лись на «з­десь и сей­час», а во­в­се не «на­веч­но», для пе­ре­да­чи из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

За­да­ча «про­мыть моз­ги со­сто­я­тель­ным по­ку­па­те­лям» и вну­шить им, что син­те­ти­че­ские ал­ма­зы – это те же при­род­ные бри­л­ли­ан­ты, толь­ко «эти­ч­нее», «эко­ло­ги­ч­нее», впол­не до­сти­жи­ма. Но – как сфор­ми­ро­ван­ный вре­мен­ный тренд, не име­ю­щий под со­бой глу­бо­кой фа­к­ти­че­ской ос­но­вы. И не ва­ж­но, бу­дет ли на­з­ва­ние ка­м­ня со­про­во­ж­дать­ся при­пис­кой «син­те­ти­че­ский», или ее за­пре­тят к ис­поль­зо­ва­нию (что фа­к­ти­че­ски уже сде­ла­ли). В лю­бом слу­чае, мыс­ля­щий че­ло­век с «тол­стым ко­шель­ком» со вре­ме­нем обя­за­тель­но осо­з­на­ет, что син­те­ти­че­ский ка­мень – это про­сто «фаль­ши­вый при­род­ный» ка­мень. Т.е. под­дел­ка, не до­стой­ная иметь вы­со­кую це­ну, а зна­чит – вещь для со­сто­я­тель­но­го че­ло­ве­ка не ин­те­рес­ная в при­н­ци­пе.

А вот для мас­со­во­го при­ме­не­ния в би­жу­те­рии или не­до­ро­гих юве­ли­р­ных из­де­ли­ях, син­те­ти­че­ские ал­ма­зы сли­ш­ком уж до­ро­ги. Неоправ­дан­но до­ро­ги, так как се­го­д­ня мо­гут быть с ле­г­ко­стью за­ме­не­ны дру­ги­ми, го­раз­до бо­лее де­ше­вы­ми ма­те­ри­а­ла­ми ис­кус­ствен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. Со вре­ме­нем, ко­неч­но, син­те­ти­че­ские ал­ма­зы по­де­ше­ве­ют. Но, во-­пе­р­вых, по­де­ше­ве­ют еще бо­лее и ими­та­ции ал­ма­за, пре­крас­но справ­ля­ю­щи­е­ся с за­да­чей свер­кать в не­до­ро­гих укра­ше­ни­ях. А во-в­то­рых, и это, ко­неч­но, глав­ное – ка­кой удар по ры­н­ку при­род­ных ал­ма­зов бу­дет на­не­сен та­ки­ми управ­лен­че­ски­ми ре­ше­ни­я­ми?

Хо­тя, воз­мо­ж­но, в этом-то и есть за­мы­сел ав­то­ров со­е­ди­не­ния ал­маз­ной при­ро­ды и син­те­ти­ки во­е­ди­но – убить ры­нок при­род­ных ал­ма­зов. Как-­ни­как, в ми­ре идет сан­к­ци­он­ная вой­на, а по­ло­ви­на до­бы­чи при­род­ных ал­ма­зов – в не­на­ви­ст­ной для Аме­ри­ки Рос­сии. Но это уже со­в­сем дру­гая ис­то­ри­я…

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough & Polished

Источник: [ rough-polished.com ]

<< предыдущая новость - следущая новость >>


(C) Ювелинет 1998-2017 Инофрмационная Группа ЮР