Остальные, по словам Жумагалиева, продают контрабандную или контрафактную продукцию. В республике работает 15 производителей ювелирных изделий. Однако конкурировать с нелегальными поставщиками они не могут. Не выдерживают ценовой конкуренции. Если подделки в среднем стоят девять тысяч тенге за грамм, то украшения отечественного производства - 15 тысяч, - объяснили в Лиге ювелиров.
Кайсар Жумагалиев, председатель Совета лиги ювелиров Казахстана:
По факту у нас даже не заходит 585 проба. Стоит проба 585, а может оказаться 300, или вообще сплав похожий на золото. Ну и помимо этого они не платят таможенные сборы, они не платят налоги, все их расходы заключаются только в аренде прилавка. А наши казахстанские товаропроизводители ювелирных изделий они просто на просто умирают. Они не могут конкурировать. У нас остается два пути, либо закрыться и заняться другим видом деятельности, либо тоже уйти в теневой рынок, что намного, сейчас выгодней.
По данным Мининвестразвития только за 8 месяцев этого года в Казахстан ввезено более 6 тонн изделий из драгоценных металлов на 6 миллионов долларов. Но сколько было нелегального импорта - чиновники не знают. В этом году пойманы всего 10 контрабандистов.
В свою очередь, заместитель главы ведомства Альберт Рау на заседании поддержал отечественных производителей драгоценных изделий и предложил создать дорожную карту развития ювелирной отрасли. Он, в частности, считает, что господдержка позволит снизить цену на отечественные украшения, это, в свою очередь, даст возможность производителям выйти на экспорт и конкурировать с другими поставщиками.
Альберт Рау, вице-министр по инвестициям и развитию РК:
Мы готовы сопровождать ваш проект с самого начала субсидировать 50 процентов разработку ТЭО и дальше по цепочке вплоть до того когда вы привезете иностранного специалиста внедрять технологии или опробовать эти технологии мы готовы вам часть до 50% зарплаты субсидировать, если вы привезете нужного вам специалиста. Если говорить об оборудовании мы можем это тоже еще раз в дорожную карту посмотреть, конечно, мы бы хотели предложить лизинг оборудования.