Владимир Збойков
Правоохранители прекрасно знают, что в кризисные периоды число преступлений против собственности, имущества граждан всегда растет. И это – на фоне существенного сокращения численности сотрудников МВД в рамках реформирования правоохранительной системы.
Теперь попробуем оценить, какую роль в этой ситуации может сыграть реальное исполнение требований Федерального закона 115ФЗ, предписывающих идентификацию граждан, приобретающих ювелирные изделия. Что получится на практике, если норма идентификации покупателей ювелирных изделий будет повсеместно исполняться?
В России тысячи ювелирных магазинов. Их открытие не составляет практически никакого труда ни для кого – были бы деньги и желание. Встал на учет в пробирной инспекции Пробирной палаты – и продавай. Большинство из ювелирных магазинов, более 90% - это субъекты малого бизнеса.
Кто может поручиться за честность и порядочность руководителей и персонала этой армии? Никто. Кто может с уверенностью сказать, что в числе владельцев и менеджеров ювелирных магазинов нет криминальных элементов? Никто не может такого сказать, и, более того, все понимают, что криминал здесь, скорее всего, местами «трудится» наверняка.
Но закон 115ФЗ предписывает передавать в руки этих менеджеров личные данные всех покупателей. И не просто покупателей, а покупателей ювелирных изделий, т.е. относительно дорогостоящего товара точно не «первой необходимости».
Фактически, в руки персонала ювелирных магазинов, согласно требованиям закона 115ФЗ, при идентификации покупателей должны попадать адреса граждан, «все еще нормально чувствующих себя в кризисный период». У которых дома точно найдется «что-нибудь, что можно взять». И вовсе не обязательно, что именно ювелирные изделия – достаточно знать просто финансовое положение человека в текущий период. Идеальная наводка для криминала.
Владение базами личных данных – вообще явление, чреватое криминалом. Базы личных данных нередко продают, как конкурентам, так и просто криминалу. Так вот, получается, что вместо усилий по сохранению безопасности граждан в условиях сокращения штата МВД, закон 115ФЗ требует «оголения» личных данных относительно состоятельных граждан, передачи их в руки случайных торговых менеджеров.
Росфинмониторинг требует обучения персонала по исполнению требований 115ФЗ. А что, разве такое обучение способно сделать честным и порядочным криминалитет, «затеревшийся» в штат того или иного ювелирного магазина? Ведь ювелирный магазин – это не ФСБ, и даже не банк, и проверку жизненной истории соискателя на должность продавца директор магазина организовать не может… Хотя и банкам некоторые граждане тоже не хотели бы доверять свои личные данные.
Люди в своем большинстве не идиоты, и часто понимают, что, подавая продавцу ювелирного магазина свой паспорт, в котором указано место их регистрации (т.е. проживания), они фактически передают ему «наводку на себя».
Понятно, что при разработке Федерального закона 115ФЗ мало кого волновало, насколько упадет объем продаж ювелирных изделий из-за нежелания части граждан передавать свои данные в руки продавцов. И вряд ли кто подсчитывал, во сколько для российской ювелирной торговли обойдется обязательное обучение персонала требованиям закона 115ФЗ (а это по стране 1,2 миллиарда рублей в год). Скорее всего, никто не считал сколько вообще будет стоить для бизнеса обслуживание требований данного закона. Но вот передача личных данных граждан – разве это ни достаточно «тонкий» вопрос, чтобы последствия его реализации особо проработать?
Заметим, Федеральный закон 115ФЗ действует уже семь лет. Но до 2012 года проблем у ювелирной торговли вообще здесь не было, т.к. все опирались на информационное письмо Росфинмониторинга от 2008 года, по которому идентификацию покупателей нужно было осуществлять от чека свыше 600 тысяч рублей. Естественно, доля таких покупок крайне мала, и проблем с идентификацией покупателей не было.
Зато, когда в России наступил экономический кризис, и спад в ювелирной торговле превысил 45%, Росфинмониторинг дезавуировал прежнее информационное письмо, сославшись на его неверное толкование в отрасли… Чтобы совсем добить ювелирную торговлю?
И вот теперь то вносятся в Госдуму законопроекты, устанавливающие нижний порог идентификации покупателей ювелирных изделий, то они отклоняются. Хотя очевидно: вместо обсуждения того, каков должен быть размер чека, от которого следует требовать идентификацию покупателей ювелирных изделий, по разуму нужно было бы просто вывести ювелирную торговлю из-под действия Федерального закона 115-ФЗ. Ибо разве что только сумасшедший станет «отмывать» капитал с помощью инструмента, дающего как минимум 30-процентные потери при повторной реализации изделий.
Абсурдна сама идея «легализации незаконно полученных средств» через покупку ювелирных изделий. Ведь при покупке ювелирных изделий «живые» деньги меняют на товар, при продаже которого точно не вернуть вложенного – и это есть «легализация»? Обратное было бы понятно: похищенные где-то ювелирные изделия кто-то пытается продать, т.е. обменять на деньги. Вот это и есть «легализация» преступных «доходов». А обратное – просто бред…
Естественно, разрабатывая нормы Федерального закона 115ФЗ, хотели сделать для общества «как лучше». Получилось – «как всегда».