Владимир Збойков
Итак, беглый обзор Gemstone book CIBJO выявляет серьезные несоответствия правил российского оборота цветных ювелирных камней правилам, изложенным в рекомендациях CIBJO. Правда, рекомендации CIBJO указывают, что если в какой-либо стране национальные правила регулирования торгового оборота камней отличаются от правил, рекомендованных CIBJO, то применяются национальные и CIBJO не противится.
Это так, однако наш Министр финансов на майском московском Конгрессе CIBJO сказал, что мы готовы уточнять, корректировать наше правовое поле с учетом требований Конгресса, идти на совершенствование нашего законодательства. И согласился, что в «Синяя книга» CIBJO является единственно признанной в мире системой, пусть и добровольной, но системой, которая задает стандарты отрасли.
Какие же главные несоответствия регулирования торгового оборота цветными ювелирными камнями нам нужно скорректировать, чтобы приблизиться к требованиям Gemstone book?
1. Ни о какой унификации наших правил оборота цветных драгоценных камней с Gemstone book CIBJO не может быть и речи, пока мы, как будто бы имея в виду одно и то же, на самом деле говорим о разных объектах регулирования.
Попробуем найти в рекомендациях CIBJO аналоги некоторым ключевым понятиям из российской отраслевой нормативно-правовой базы:
№ | Термин | В российской нормативно-правовой базе | В рекомендациях CIBJO |
1. | «Драгоценные камни». |
Прописаны прямо в 41-ФЗ, всего 7 наименований: природные алмаз, рубин, сапфир, александрит, изумруд, жемчуг и приравненные к ним уникальные образцы янтаря. |
Выделения данных объектов нет. Данные объекты входят частично в категорию Gemstones (или Precious stones) – это алмаз, рубин, сапфир, александрит, изумруд, и частично – в категорию Organic substances – это жемчуг и янтарь. |
Особенность торгового оборота драгоценных камней. | Запрещена продажа физическим лицам, хранение у физических лиц необработанных драгоценных камней и обработанных, но несертифицированных неоправленных драгоценных камней (статья 191 УК РФ) | Свободный торговый оборот камней всех 7 наименований. | |
2. | «Сертифицированные драгоценные камни» | В 41-ФЗ это органенные неоправленные драгоценные камни с правом свободного оборота у физических лиц. | Выделения данных объектов нет. |
Особенность торгового оборота сертифицированных драгоценных камней | Свободный торговый оборот. | Для свободного оборота любых Gemstones (или Precious stones) в обработанном, так и необработанном виде, сертификат не требуется. | |
3. | «Полудрагоценные камни» | Прописаны в ряде подзаконной нормативно-правовой базы. | Выделения данных объектов нет. Но переводом по существу может служить термин Semi preciouse stone. |
Особенность торгового оборота полудрагоценных камней. | Свободный торговый оборот. | Недопустимо выделение такой группы камней, т.к. термин Semi preciouse stone заведомо вводит покупателя в заблуждение. | |
4. | «Ювелирные камни» | Выделения данных объектов в нормативно-правовой базе нет – сюда входят свободно обращаемые полудрагоценные камни и органические материалы и драгоценные камни (включая драгоценные органические материалы – жемчуг и янтарь с ограниченным и частично ограниченным обращением. | Это единая выделенная категория всех Gemstones (или Precious stones) плюс категория Organic substances – более 120 наименований. |
Особенности торгового оборота ювелирных камней. | Ограниченный для драгоценных камней и свободный для полудрагоценных камней. | Свободный торговый оборот. | |
5. | «Облагороженные камни». | Выделения данных объектов в нормативно-правовой базе нет. | Modified gemstones - это единая выделенная категория всех облагороженных камней. |
Особенности торгового оборота облагороженных камней. | По факту торговый оборот ограниченный для драгоценных камней и свободный для полудрагоценных камней. | Оборот свободный, но в торговом обороте обязательное указание факта и способа облагораживания. | |
6. | «Искусственные продукты» | Выделения данных объектов в нормативно-правовой базе нет. | Artificial products выделены в отдельную категорию. |
Особенности торгового оборота искусственных продуктов. | Оборот искусственных продуктов зависит от конкретного объекта – так, для композитов - рубинов с заполнением стеклом - он ограниченный (как для природных материалов), в других случаях свободный. | Оборот свободный, но в торговом обороте обязательное указание конкретной группы. |
Как видно из таблицы, совпадений «у них и у нас» нет ни в чем. Более того, ни о каком совпадении понятий не может быть и речи, если «опуститься» до приводимого перечня наименований камней номенклатуры Gemstones (или Precious stones) в Gemstone book у CIBJO и в российском ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»: это более 120 наименований в Gemstone book против 7 наименований в нашем законе!
Периодически «горячие головы» предлагают расширить наш список драгоценных камней в 41-ФЗ, вплоть до полного списка Gemstones и Organic substances из номенклатуры Gemstone book. Тогда в России драгоценными камнями стали бы, например, такие минералы, как апатит, кальцит и тальк. Гипс и полевой шпат.
Безусловно, стремление унифицировать правила регулирования торгового оборота ювелирных камней с рекомендациями CIBJO было бы очень полезно для развития российского рынка ювелирных изделий. И для развития добычи широкой номенклатуры природных ювелирных камней. Но унификацию правила регулирования торгового оборота начинать, вероятно, все же нужно не с деталей и особенностей регулирования, а с базовых основ – создания полной свободы торгового оборота всех ювелирных камней в России, или хотя бы – за исключением оборота алмазов (бриллиантов).
Обсуждать введение в российскую нормативно-правовую базу новых подходов, детализирующих торговый оборот приходится с оглядкой на важнейший фактор: станет ли оборот отдельных камней свободным, или он останется ограниченным? Или наоборот: останется ли после нововведений ограниченным оборот каких-то позиций, сегодня относимых к драгоценным камням, или он окажется на свободе?
Ведь сама суть Gemstone book – это создание самой благоприятной среды для развития рынка ювелирных камней и изделий с ними. В рекомендациях CIBJO нигде не идет речь о «защите покупателей», но лейтмотивом просматривается забота о полноценном информировании покупателя.
На первый взгляд, «защита покупателя» и «информирование покупателя» - это одно и то же. На самом деле, нет: защищать покупателя у нас берутся специализированные государственные структуры, в то время, как за рубежом покупателей защищают суды, а информируют – сами производители и торговые организации, с помощью таких вот объединений, как CIBJO.
Поэтому рекомендации CIBJO, созданные для добровольного информирования покупателей о камнях в условиях их свободного применения, в некоторых случаях могут даже принести реальный вред развитию рынка этих самых камней при условии жесткого введения обязательных норм информирования и контролируемом государством обороте. Особенно на первых порах.
Пример. Предположим такую ситуацию. В России ввели обязанность информировать покупателя о факте и типе облагораживания драгоценных камней. Крупные российские производители, естественно, никуда не денутся и обеспокоятся данной проблемой, и на бирках ювелирных изделий вскоре появятся указания, что драгоценный камень был облагорожен так-то и так-то.
Но не факт, что продажа контрабандно завезенных ювелирных изделий зарубежного производства будет у нас также сопровождаться указанием факта облагораживания имеющихся в изделиях драгоценных камней (хотя все цветные камни в них наверняка облагорожены). У кого окажется преимущество перед покупателем, у кого покупатель приобретет украшения с драгоценными камнями? И это – не считая того, что отсутствие затрат на ввозную пошлину, а то и НДС, и без того дает контрабандисту существенные преимущества в цене.
Т.е. основной гнет приближения к стандартам CIBJO на практике ляжет у нас на честного производителя и честного импортера.
Еще один важный вопрос – отсутствие в России обязательных для применения технических регламентов на облагораживание цветных драгоценных камней, без которых невозможен жестко контролируемый государством оборот. Разрабатывать их довольно долго, и до их принятия вводить обязанность об информировании об облагораживании ювелирных камней просто некорректно.
Следующий вопрос. Участники московского Конгресса CIBJO признали, что, например, использование буквенных индексов обозначения способа облагораживания ювелирных камней, применяется далеко не всеми в мире. По сути – лишь некоторыми членами CIBJO. Ну, не хотят, и ладно – плохие торговцы, не заботятся о покупателе. Но ведь у нас введение тех или иных правил станет обязательным. Что неизбежно приведет к дополнительным затратам честных производителей и импортеров. Цены ювелирных изделий при этом возрастут, делая более привлекательными покупки ювелирных изделий нашими гражданами во время посещения зарубежных стран.
Вопрос затрат на обслуживания информирования о факте, а тем более – способе облагораживания – это фундаментальная проблема возможного введения обязательного информирования об облагораживании в России. Кто будет проводить геммологическую экспертизу импортируемых цветных драгоценных камней, чтобы вписать тип облагораживания камней в бирки ювелирных изделий? А они у нас все импортируемые… Не важно, ввозятся готовые ювелирные изделия, или просто драгоценные камни для российских производителей ювелирных изделий – наверняка информации об облагораживании драгоценных камней от поставщика попросту нет!
Между прочим, в самом CIBJO видят необходимость разумных ограничений в распространении информирования об облагораживании. На московском конгрессе CIBJO г-н Nilam Alawdeen, президент Комиссии по цветным камням, обсуждая буквенные коды для обозначения типа облагораживания ювелирных камней, заметил, что хотя участники рынка обязаны давать полное раскрытие информации об облагораживании ювелирных камней, но иногда не практично информирование об облагораживании на инвойсах и счетах.
Наконец, наихудшим сценарием введения в России обязательного информирования покупателей об облагораживании драгоценных камней может стать «кривое» воспроизведение у нас рекомендаций CIBJO. Так, известная инициатива АК АЛРОСА признать облагороженные камни синтетическими (искусственными), возможно, идет от отнесения в Gemstone book к искусственным продуктам (Artificial products) реконструированных камней (из природных материалов) и композитов, к коим в CIBJO отнесли рубины, заполненные стеклом.
И если такие рубины, заполненные стеклом, и правда составляют сегодня едва ли не весь наш рубиновый рынок, то в чем же провинились природные изумруды, пропитанные маслами и смолами, или природные гретые сапфиры? Они-то уж точно природные…
И последнее. Запрет указывать наименования, созвучные с наименованиями природных драгоценных камней у камней синтетических, абсолютно разумен и не вызывает сомнений. Так, очень правильно указывать на бирке не какой-нибудь «культивированный сапфир», а нужно писать честно – «синтетически корунд». Но вот если приравнять и смешать вместе облагороженные камни и синтетические, да еще и запретить писать у облагороженных камней их истинные названия, так в России точно не останется в изделиях цветных драгоценных камней. Ни в изделиях российского производства, ни в импортных. Ведь они практически все облагорожены.
Вывод. Лучший выход из ситуации, как уже писалось ранее – вывод всех цветных драгоценных камней из-под действия ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». И переименование закона в ФЗ «О драгоценных металлах и алмазах». Это был бы наилучший путь унификации с рекомендациями CIBJO, чего так хотел Министр финансов России.
Но надеяться на это практически не приходится. Поэтому в части унификации торгового оборота цветных драгоценных камней к рекомендациям CIBJO остается выбор среди худшего: быстрое или медленное введение информирования потребителей об облагораживании цветных камней в условиях жесткого госконтроля. Опять же – лучше – добровольного информирования. Но так в России не бывает – у нас, почему-то, все нелегкое становиться обязательным.
Поэтому одна надежда – введение информирования об облагораживании будет вестись очень неспешно и продуманно в деталях. Лучше в деле унификации сделать меньше, да лучше...